Зачем фотографу блокнот

Camera

Шведский фотограф Йенс Леннартссон рассказал, почему каждый, кто путешествует с камерой, должен иметь при себе записную книжку.

Еще до того как началась моя писательская карьера — я не только фотографирую, но и пишу статьи, — при мне всегда был небольшой черный блокнот. Страницы пестрят словами и предложениями, многие из которых трудно разобрать из-за почерка. Сюда я записываю адреса и названия ресторанов и отелей, которые мне довелось посетить. Здесь можно найти расписания поездов, названия традиционных блюд и другие вещи. Но все эти факты, как правило, доступны в интернете.

Самые ценные записи в Сети не найти. Какое ощущение оставил этот ресторан, какой аромат был у главного блюда и откуда у официанта шрам на верхней губе? Цель — собрать информацию, недоступную другим (то же самое увидят только люди, оказавшиеся в этом месте в одно время с вами).

Зачем фотографу записывать всю эту информацию?

Зачем напрягаться, зачем делать заметки? Наиболее очевидная причина — они помогут вам заработать денег, когда вы вернетесь домой.

Каким образом? Дело в том, что фотографии гораздо легче продать, если к ним есть описание. Не думайте, что речь идет о паре пустых параграфов. На свете так же много писателей, мечтающих стать туристическими журналистами, как и фотографов, мечтающих жить за счет продажи своих фотографий. Поэтому писать тоже надо умеючи! Речь не о тысячах слов, а об интересном содержании. Полистайте любой журнал о путешествиях — вы увидите, что комментарии могут быть совершенно разной длины.

Женщина курит в ресторане перед его открытием. Гавана, Куба, 2012 год

Как усилить переживания в четыре раза

Даже если вы не планируете заниматься журналистикой после возвращения домой, записи позволят вам значительно усилить удовольствие от путешествий!

Периодически проводя несколько минут с блокнотом в руках и записывая происходящее вокруг, вы станете более внимательными. Вдруг придет осознание, что атмосфера места гораздо интереснее, чем вы думали.

Вы начнете замечать цвет стен и звуки, доносящиеся с кухни. Начнете вдыхать аромат пищи, прежде чем откусить первый кусочек — просто чтобы понять, как описать его словами. Черты окружающих людей, даже цвет их глаз станут вам интересны.

Слишком много записей не бывает. Сперва я думал: «Хорошо, это я запомню» или «По фотографиям будет понятно, как все выглядело». Но через пару недель, после бесчисленных новых знакомств (и такого же количества бокалов вина) детали становились размытыми и забывались. Даже если вы заранее знаете тему своей статьи и собираете информацию специально для нее, вдруг позже у вас будет необходимость написать другую статью по той же теме, а информации или заметок не хватит?

Вот несколько советов, которые помогут вам начать.

Капри, Италия, 2013 год

1. Слушайте все органы чувств

То, что вы видите, записать проще всего. Не ограничивайтесь общей картиной, отмечайте каждую деталь: кусочки отслоившейся от стены краски, ползущую по скатерти букашку или морщины на лице полицейского.

Такие детали вдохнут жизнь в путевые заметки и позволят читателям мысленно путешествовать вместе с вами.

Записав все, что видите, подумайте, какие запахи вас окружают. Не пишите «пахло курицей гриль» — это слишком расплывчато. Не пишите о том, ЧЕМ пахнет. Пишите, КАК пахнет. Может быть, «маслянистый запах курицы смешался с плотными испарениями кухни и дымом от угля — время от времени фруктовый одеколон шеф-повара пробивался сквозь эти тяжелые ноты». Будьте максимально предметными.

Потом проделайте то же самое со вкусом, осязанием, слухом. Одно за другим переберите все органы чувств.

Как вы опишете картину перед глазами тому, кто ее никогда не видел? Как опишете вкус и запах блюда человеку, который его никогда не пробовал?

2. Обращайте внимание, что говорят люди

Провальная статья лишена того же, чего не хватает неудачным фотографиям: близкой связи с людьми. Обязательно записывайте слова собеседника и старайтесь собрать о нем дополнительную информацию. Это не только поможет вам вспомнить, кто и что говорил, но и значительно повысит уровень доверия — качество, столь редкое в наши дни.

Собака на улице. Гавана, Куба, 2012 год

3. Обращайте внимание, как говорят люди

Записав слова собеседника, непременно пометьте, как он их произносил, с какой интонацией, что при этом делал. Тряс ли он головой? Дергался ли его глаз? Был ли у него акцент? Голос высокий или низкий? Ускорялся ли темп его речи во время разговора? Какие жесты он совершал?

Помните: «сухие» сведения о любом месте вы всегда сможете найти в интернете после возвращения домой. Поэтому сосредоточьтесь на записях о повстречавшихся вам людях.

4. Записывайте, где находитесь

Организовавшему вашу поездку издательству, как правило, нужно, чтобы вы сделали как можно больше за короткое время. Поездка может получиться довольно беспокойной. Поэтому очень важно помечать, где вы находитесь и куда идете.

Официант. Амстердам, 2014 год

Даже если вы путешествуете в расслабленном темпе, выработайте привычку записывать свое местонахождение и фотографировать эту запись всякий раз, как оказываетесь на новом месте. Так вы будете точно знать, где была сделана каждая фотография.

Для меня ведение записей превратилось в своеобразный ритуал, похожий на медитацию. Оно помогает противостоять искушению двигаться дальше — в следующий город или музей (хотя это плохой пример — в музеях я скучаю). А так я получаю всю глубину ощущений и могу оценить даже крошечные детали, незаметные для окружающих.

Ведение заметок полезно не только журналистам, но и тем, кто хочет испытать всю полноту ощущений на новом месте.

А теперь отправляйтесь за удобным блокнотом, ручкой и начинайте смотреть и запоминать!